Камеро́н Чарлз (1730-е гг. - 1812), архитектор. Представитель классицизма. По происхождению шотландец, с 1779 в России. Постройки Камерона, в том числе комплекс «Агатовых комнат», «Холодных бань», «Висячего сада» и «Камероновой галереи» в Царском Селе (ныне г. Пушкин, 1779-1793), дворец (1782-1786) и парковые павильоны в Павловске, свидетельствуют о творческом использовании форм древнеримской античности и наследия А. Палладио, выделяются гармоничной простотой и строгостью композиции, стройностью пропорций, изяществом отделки интерьеров.
* * *
КАМЕРОН Чарлз - КАМЕРО́Н (Cameron) Чарлз [1730-е гг. (по другим сведениям, 1746), Шотландия (по другим сведениям, Лондон) - март 1812, Петербург], русский архитектор. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). По происхождению шотландец, с 1779 работал в России. Комплексы построек в Царском Селе (см. ПУШКИН (город)) (ныне г. Пушкин) и в Павловске (см. ПАВЛОВСК (Санкт-Петербург)) отличают гармоничность, тонкое изящество композиций, пропорций и отделки интерьеров.
До приезда в Россию
Происходит из аристократического шотландского рода. Учился во Франции и Италии. Ученик известного архитектора И. Уэйлера, у которого работал мастером по прикладному искусству, а затем рисовальщиком и гравером. После смерти учителя издал в 1772 его книгу «Термы римлян». В 1767 ездил в Италию для корректировки хранящихся в Лондоне чертежей Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа). По возвращении в Англию построил в Лондоне на Ганновер-Сквер жилой дом, ставший известным благодаря великолепными интерьерам.
Царское село
В 1779 Камерон получил приглашение в Россию для строительства терм в Царском селе и после приезда был определен архитектором императорского двора, отвечавшим за все строительство в Царском Селе. Его царскосельские постройки - «Холодные бани», «Агатовые комнаты» (1780-85), «Висячий сад», прогулочная «Камеронова галерея» (1783-1786, пандус 1793) - вошли в золотой фонд русской классической архитектуры. При строительстве «Агатовых комнат» и «Холодных бань» были использованы мотивы римских терм. «Висячий сад» и «Камеронова галерея» отличаются массивными монументальными формами цокольного этажа и легкой открытой галереей верхнего яруса. В эти же годы в Большом дворце Камерон оформляет ряд интерьеров для членов императорской семьи. Особой изысканностью отличаются «Арабесковый зал» и «Табакерка».
Павловск
Важным этапом в творчестве Камерона стали работы в Павловске для великого князя Павла Петровича (см. ПАВЕЛ I Петрович) (1780-1801). Главной заслугой архитектора является создание генерального плана всего ансамбля, в том числе великолепного парка в долине р. Славянка. По проектам Камерона здесь были построены храм Дружбы, вольер, колоннада Аполлона и др. Самым значительным сооружением стал дворец с одноэтажными галереями и флигелем (1782-1786). Разнообразные отделочные материалы были использованы в отделке интерьера Греческого и Римского залов. Несмотря на конфликт владельца Павловска с отличавшимся независимым характером архитектором, по проекту Камерона в 1801 в парке сооружают замечательный павильон «Храм трех граций».
Строительство в Петербурге и других городах
В 1802-1806 Камерон был назначен главным архитектором Адмиралтейской коллегии и выполнил ряд значительных работ в Петербурге: застройка Галерной гавани; постройка морского госпиталя, комплекса адмиралтейских конюшен и др.
Для Кронштадта разработал проект грандиозного Андреевского собора, сметная стоимость которого должна была составить 194 тыс. рублей. Проект не был утвержден, и тогда Камерон предложил более дешевый. Торжественная закладка собора состоялась 20 июня 1805 (в память об этом событии была отчеканена золотая медаль), однако автор проекта на церемонии не присутствовал - незадолго до этого он был уволен в отставку. Его преемником стал архитектор А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич).
Значительной работой было строительство дворца в Батурине в Малороссии для гетмана К. Г. Разумовского (см. РАЗУМОВСКИЙ Кирилл Григорьевич) (1799-1803). Там же был разбит великолепный парк, остатки которого сохранились. Из-за сложного характера и натянутых отношений с руководством Академии художеств, в частности с Ю. М. Фельтеном (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич), Камерон не был членом Академии.
Скончался в конце марта 1812 в Петербурге, его богатейшая библиотека была продана на аукционе на Невском проспекте. Вдове Камерона, Екатерине Ивановне, по ходатайству П. В. Чичагова (см. ЧИЧАГОВ Павел Васильевич) была назначена пенсия полторы тысячи рублей в год.
Большинство построек Камерона в Царском Селе и Павловске сильно пострадало в годы фашистской оккупации; восстановлены в 1945-1969.